воскресенье, 6 июня 2010 г.

Черкесы хотят восстановить свою автономию


Делегаты чрезвычайного съезда черкесов, который прошел в Черкесске, приняли резолюцию с требованием восстановить Черкесскую автономию в составе Российской Федерации - в статусе республики.

Как известно, черкесы - одно из названий адыгов вообще и одновременно название одного из адыгских субэтносов, проживающих преимущественно в Карачаево-Черкесской Республике России. Первоначально, когда большевики пришли к власти, всем нынешним адыгейцам, черкесам, кабардинцам выдали свои автономии. Поскольку многие регионы по своей специфике были слабы экономически, их наделили статусом автономных областей, т.е. таких автономий, которые, сохраняя некоторое самоуправление, подчиняются непосредственно республиканским властям. Данная структура показала свою неэффективность и в конце концов все автономные области в РСФСР были либо включены в состав более крупных субъектов, либо преобразованы в автономные республики. В результате свой статус самостоятельной автономной области сохраняла лишь Тува, которая была последней, кто этот статус в советское время поменял, после чего под прямым управлением российских республиканских властей остались лишь города республиканского подчинения (Москва, Ленинград и Севастополь).
Итак, черкесские автономии за 70 лет советской власти превратились в части других субъектов РСФСР - Краснодарского края, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии. Такой разброс объяснялся просто: не было возможности создать единый черкесский субъект, поскольку все три субъэтноса проживали в отдалении друг от друга. Тогда было принято замысловатое решение: адыгейцев оставить как есть, а остальных черкесов объединить с тюркскими народами (балкарцами и карачаевцами) и сделать две совместные республики. Несмотря на то, что эти товарищи на дух друг друга не переносят, была сделана скидка на то, что в одной их этих республик будут численно доминировать тюрки, а в другой - черкесы, а значит, если в одной из республик доминирующая группа захочет как-то ограничить другую (тоже титульную), то совершенно аналогичная судьба постигнет их же собратьев, живущих по-соседству. Данная схема, к слову сказать, работает по сей день и вполне так успешно на фоне серьезных конфликтов по поводу спорных территорий как то осетино-ингушский, чечено-ингушский, чечено-дагестанский. Учитывая, что черкесы проживают зачастую вперемешку с тюрками, в случае существования отдельных Черкесской и Карачаево-Балкарской республик территориального конфликта было бы просто не избежать.
Таким образом давишний призыв восстановить черкесскую автономию не только противоречит Конституции РФ, но и здравому смыслу, или кто-то из тех, кто вчера принимал ту резолюцию всерьез думает, что вслед за черкесами своего субъекта не попросят и балкарцы? Ведь они в настоящее время составляют численное меньшинство Кабардино-Балкарии ровно также как черкесы в меньшинстве в Карачаево-Черкессии. Конечно, чисто теоретически российские власти могли бы пойти навстречу и тем и другим и разделить две нынешние республики на две новые по национальному признаку. Но для этого придется добавить такую возможность в Конституцию. А сколько у нас тут желающих получить свой собственный субъект или просто поменять границы народу? Одних татар набежит немерено, не говоря уже про русских, которые также не прочь иногда будут перейти из состава некоторых республик в соседние края и области или основать свои субъекты. Учитывая это, врядли можно рассчитывать, что сегодня власти пойдут на такой опасный шаг, или же им придется здорово извернуться, например, можно, в соответствии с Конституцией, по взаимному согласию поменять границу между КЧР и КБР так, чтобы в каждой из республик осталось по максимуму представителей одной из титульных национальностей, а затем просто поменять названия этих республик.
Как бы там ни было национальное размежевание в любом случае грозит конфликтом. Так может стоит прибегнуть к другим мерам? Например, не обсуждается, хотя вполне может быть реализовано создание черкесской национально-территориальной автономии без статуса субъекта федерации в составе КЧР. Напомню, в советские времена такими автономиями были автономные округа. На автономные округа существовали ограничения - они могли быть в составе исключительно областей и краев. Сегодняшние аналоги автономных округов - это ликвидированные субъекты федерации, которым был присвоен статус округов (т.е. убрано слово "автономный"), это Коми-Пермяцкий, Эвенкийский, Корякский и прочие бывшие субъекты, а ныне округа. На такие автономии нынешняя Конституция ограничений не накладывает, правда не регламентирует их полномочия и процесс создания, однако также и не запрещает их создавать, значит чисто теоретически такую автономию для черкесов создать можно. Да, конечно, субъектом федерации они тогда не будут. Ну и что? Какой смысл им ходить в субъектах не очень, лично мне, понятно, поскольку это ровным счетом ничего не решает. На федеральном уровне, как известно, мнения регионов уже давно никого не интересуют.