четверг, 10 июня 2010 г.

Экскурс в работу "международных экспертов по разрешению конфликтов"

Мнения западных экспертов по поводу разрешения территориальных конфликтов давно уже дают основания беспокоиться об их психическом состоянии и о том, насколько адекватно они воспринимают реальность. Ничего другого и в голову не приходит, когда читаешь их измышления по поводу "правильности" независимости Косово и "недопустимости" независимости Абхазии и Южной Осетии. Естественно, со здоровьем у экспертов всё в порядке, просто надо понимать, что никому объективные комментарии вовсе не нужны, потому что любой эксперт желает заработка, а значит кто-то, кто заинтересован в пропаганде ради собственных интересов, должен такой заработок обеспечить. Даже если эксперт - действительно эксперт, а не шут гороховый, по-любому ему надо что-то приврать и отработать свою зарплату. Поэтому не надо серьезно осуждать этих людей. Однако для большего увеселения все-таки представим, будто то, что они говорят - это действительно их мнение, а не заказ, но слово "эксперт" будем тогда уж писать в кавычках.

Итак, наш сегодняшний "эксперт" - некий Ален Делетроз, вице-президент "Международной группы по предотвращению кризисов", комментирующий ситуацию с частичным признанием трех самопровозглашенных государств на территориях бывших Югославии и СССР. Организация, в которой этот товарищ работает, конечно же, позиционирует себя как сообщество эдаких "независимых экспертов", что, в общем-то, легко опровергнуть, поскольку в случае с Аленом он либо не независимый, либо просто не эксперт однозначно. Вот, что он нам поведал насчет признанных два года назад стран Закавказья:

«У нас пока нет окончательного мнения по поводу окончательного статуса этих двух регионов. Мы считали, когда РФ решила признать независимость Абхазии и Южной Осетии, она сделала это сама по себе без дипломатического процесса. Например, мы считали, что в Косово, да, после 9 лет очень сильного дипломатического процесса, где РФ играла тоже очень важную роль, мы считали, что, в конце концов, самый хороший способ решить все военные подвижки на Балканах был через признание независимости Косово. А на Южном Кавказе не было никакого длинного серьезного дипломатического процесса, так что пока мы не признаем»

Ну, вообще забывчивость - это, как известно, главный признак "эксперта". Т.е. откуда наш дорогой друг Ален насчитал 9 лет, понятно, потому что начало дипломатического процесса для него - это принятая 10 июня 1999 года резолюция Совбеза ООН №1244, которая, напомню, содержит ряд требований к разрешению конфликта, например, сохранение территориальных целостностей как Косово, так и Югославии (правопреемник - Сербия) и запрет односторонних решений по статусу Косово. Другими словами, то, что "эксперт" Ален называет началом "дипломатического" процесса - это ничто иное, как принятие влихую похеренного косовскими албанцами, а также 65 странами мира документа.

Однако даже не это главное, а то, что на самом деле принятие любого документа, открывающего путь к переговорному процессу, еще вовсе не означает начала самих переговоров, поскольку в один день принять такой документ и бежать о чем-то договариваться, конечно, горячка. Однако в данном конкретном случае переговорщики уж явно долго готовились к процессу. Руководствуясь явно противоречащими здравому смыслу интересами, они старались как можно сильнее отсрочить начало того самого процесса, 9 лет которому умудрился насчитать незадачливый Ален. Интересы сербов заключались в том, чтобы оттянуть по максимуму неминуемый крах территориальной целостности своей страны, притом, что никакой целостности все равно уже не было, а Косово находилось под фактической оккупацией стран НАТО. Албанцы же были, в свою очередь, заинтересованы выгнать из края побольше сербов и представителей других национальностей, чтобы те не мешали их будущей государственности, и такими действиями ставили крест на собственной территориальной целостности, ибо уговорить сербов с севера края присоединиться ко второму албанскому государству в таких условиях просто невозможно. Вот так и тянули резину и те и другие, якобы продолжая, как говорит нам Ален, "дипломатический" процесс, пока, наконец, к февралю 2006 года таки не созрели начать переговоры. Вот выпуск EuroNews за 20 февраля, кстати:



Т.е. сам процесс длился всего-то каких-то 2 года, а вовсе не 9 лет, о которых твердят нам на каждом углу западные "эксперты". Чем закончился сей процесс всем известно:

- Сербия осталась без Косово;

- Косово лишилось своей северной части;

- безработными числятся более половины трудоспособного населения, а прирост ВВП настолько мал, что радость вызывает ситуация, когда ВВП хотя бы не сокращается;

- транзит наркотиков через территорию бывшего края составляет 90% от суммарного транзита наркоты в Европу;

- работорговля девицами из Восточной Европы, дабы ублажить 10-тысяный иностранный военный контингент, процветает;

- ни в Евросоюз, ни в НАТО Косово не возьмут (хотя последний предложенный Сербией план разрешал Косово присоединяться к любым организациям, кроме ООН).

В общем, налицо то, насколько "хорошим способом" решить конфликт, как поведал нам "эксперт" Ален Делетроз, стало решение в одностороннем порядке провозгласить независимость Косово.

В Южной Осетии и Абхазии нынешнюю гуманитарную ситуацию, конечно, хорошей тоже не назовешь - огромная безработица, низкий уровень жизни, медленное послевоенное восстановление и коррупция. Их тоже не возьмут в крупные международные организации (Косово хотя бы взяли в МВФ). Но, в отличие от "заслуживающего признания" Косово, через эти закавказские страны не везут тоннами наркоту и толпы обманутых девушек, которых вынуждают заниматься проституцией. У этих стран не нарушена в настоящий момент территориальная целостность, а возвращающиеся беженцы - это не только представители титульной нации (в Абхазию уже вернулось более 50 тыс. грузин из 250 тыс., покинувших ее пределы в начале 90-х гг., а из Косово тем временем ежегодно фиксируется отток сербов). Причем невозможность возвращения в эти страны беженцев связана в большей степени с ограничительными мерами официального Тбилиси, который запрещает пересекать границу через свои бывшие автономии, угрожая отправить "нарушителей" в места не столь отдаленные на срок от 3 до 7 лет.

Что касается переговоров этих стран с Грузией, то, в отличие от Косово, где 7 лет все ходили вокруг да около, они начались вместе с подписанием договоров о перемирии (Сочинское и Московское соглашения 1992 и 1994 гг. соответственно). Да даже если вместо реальных переговоров пользоваться лишь термином "дипломатический процесс", то всё равно у Абхазии с Южной Осетией он составляет 14 и 16 лет против 9 у Косово, что уж там говорить про реальные сроки. То, что в октябре 2006 года Абхазия в одностороннем порядке вышла из переговоров - это логическое продолжение ввода грузинских войск и тяжелой техники в верхнюю часть Кодорского ущелья, поскольку это нарушало договор, разрешающий лишь присутствие полицейских сил, а значит, и снимало с Абхазии всякие обязательства продолжать диалог с представителями Грузии. Про Южную Осетию и говорить нечего: за более чем полтора десятка лет существования смешанной контрольной комиссии, в рамках которой проходили переговоры, грузинский представитель в этом органе постоянно заменялся на всё более радикального, за один только период правления Саакашвили их сменилось, дай бог памяти, человек пять, наверное, пока Грузия и вовсе не отказалась от участия в переговорах. Таким образом, в отличие от Сербии, чьи требования постоянно смягчались, политика грузинских властей по отношению к статусу непризнанных тогда государств с момента начала переговоров только становилась более жесткой: от возможности когда-нибудь создать автономную республику Южная Осетия при Шеварнадзе, затем - полного отрицания права осетин на территориальную автономию в Грузии в начале правления Саакашвили, также подтвержденного фактической ликвидацией автономии Аджарии, и до попытки военным путем решить конфликт в 2008 году. Конечно, грузинский президент вещал как-то с экранов про то, что у Южной Осетии будет автономия не меньше, чем у Северной Осетии в России. Но при этом он даже не удосужился отменить решение ВС Грузинской ССР от 10 декабря 1990 года о ликвидации Юго-Осетинской автономной области, а при упоминании Южной Осетии употреблял почти всегда (да и сейчас это делает) термин "Цхинвальский регион", который фактически ничего значит, поскольку в административном делении Грузии такой единицы нет. А вот автономию края Косово и Метохия, напомню, никто не отменял, хотя ее полномочия были с 1989 года минимальными, но, в общем-то, для расширения этих самых полномочий и были придуманы впоследствии переговоры, саботируемые албанцами.

Вот такие противоположные ситуации в Косово и в закавказских республиках дают "независимым экспертам" выносить абсурдные решения кого признавать, а кого нет. Я уже не говорю об исторических и юридических аргументах сторон, их столько в пользу Абхазии и Южной Осетии и так мало у Косово, о чем всем давно известно, что выводы "экспертов" просто однозначно можно признать простой пропагандой, чем они и являются.

Напоследок хочется рассказать, как интересно понимает наш друг Делетроз т.н. "план Медведева - Саркози", подписанием которого закончилась российско-грузинская война. Итак, в последних трех пунктах плана написано:

- Вооружённые силы Грузии возвращаются в места их постоянной дислокации.

- Вооружённые силы РФ выводятся на линию, предшествующую началу боевых действий.

- Создание международных гарантий по обеспечению стабильности и безопасности в Абхазии и Южной Осетии

Так вот, наш "великий эксперт" понимает это весьма оригинальным образом:

"По соглашениям, которые Россия подписала с Евросоюзом, тогда с нашим французским президентом Саркози, Россия должна была вернуться к военным позициям до вооруженного конфликта. Она пока этого не сделала..."

"...Мы считаем, что она выполнила этот мандат достаточно хорошо, до событий 2008 года. Мы не считаем, что надо менять Россию. Но надо вернуться к равновесию сил, которое было тогда."

Видимо наш "эксперт" не иначе как дудку постоянно курит, потому что лично я кроме как последствием приема наркотических препаратов такие перлы объяснить не могу. Т.е. он хочет нам как бы сказать, что вы типа повоевали маленько ребята, ну и возвращайтесь туда, откуда приехали: грузины в Ленингори и Тамарашени (правда такого села уже нет, ну что ж поделаешь), а русские к себе, и давайте подождем следующей попытки Саакашвили решить конфликт военным путем. Так что ли? Конечно, Россия нарушила соглашение и не вывела войска на прежнюю линию, потому что грузинские власти понимают трактовку соглашения по-своему (точно как этот "эксперт"), они считают, что раз контролировали часть Южной Осетии до войны, значит и сейчас имеют право это делать. А для России это в свою очередь означает, что тех самых "международных гарантий по обеспечению стабильности и безопасности в Абхазии и Южной Осетии", прописанных в плане, нет, т.е. пока Грузия угрожает нарушить один пункт соглашения, мы вынуждены нарушать второй и не понимаем, чему так удивляются грузины и Запад. А всё дело в том, что надо читать, что подписываешь, чтобы не было разночтений. И подписывать надо документы не только на иностранным языке, как по-глупости сделал наш президент, у которого одни лампочки люминесцентные на уме.

А теперь, естественно, "эксперты" типа Делетроза толкуют документы как хотят. Но, как я говорил, не надо их сильно осуждать за это - денег все хотят заработать. По крайней мере, эти "эксперты" орудуют только словами, в отличие от того же Саакашвили.